Автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО) автомобильных дорог

В существующих центрах управления производством (ЦУП) непомерно большое внимание уделяется метеоинформации, видеоинформации и  информации о состоянии дорожного полотна. При этом в ЦУП планируются работы дорожных служб, заблаговременно оценивается необходимый объём работ и реагентов необходимых для обработки автомобильной дороги в зимнее время, формируются, графики изменения метеопараметров и сводные таблицы. Информации о состоянии поверхности дорожного полотна даёт возможность  проводить работы по содержанию с минимальными затратами противогололёдных материалов (ПГМ). Благодаря метеопрогнозу дорожные службы имеют возможность заблаговременно подготовиться к изменения погоды и грамотно, своевременно реагировать на них, повышается безопасность дорожного движения, качество содержания автомобильных дорог, снижается количество ДТП.

Программистами «ОКБ Бурстройпроект» разработана автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО) автомобильных дорог и автоматическая дорожная метеостанция (АДМС) с единственным российским бесконтактным датчиком состояния и температуры дорожного полотна (ДСПД).

Назначение системы (АСМО)

АСМО предназначена для автоматического сбора, хранения, анализа метеорологической информации (рис. 2) с последующей выдачей предуждений о гололедных явлениях на автомобильных дорогах, рекомендаций по применению ПГМ, формирования графиков изменения метеопараметров.

Рис. 2. Автоматизированная система метеорологичского обеспечения (АСМО).

Прогноз погодных условий

Система обеспечивает как контроль текущего состояния, так и прогноз наступления гололедных явлений с глубиной прогноза 4 часа. Для принятия превентивных мер по недопущению нештатных ситуаций, вызванных погодными явлениями, формируется сводная таблица метеопрогноза погоды на контролируемых участках автомобильных дорог (рис.3). Благодаря возможности ПК в автоматическом режиме получать данные из открытых источников (например https://meteoinfo.ru  или https://gismeteo.ru ) в ПК обеспечивается предоставление прогноза погодных на 36 часов вперёд.

Рис. 3. Сводная таблица метеопрогноза по контролируемым участкам автомобильных дорог

АДМС

Автоматическая дорожная метеостанция производства «ОКБ Бурстройпроект»  (рис.4) измеряет и передает в ЦУП все необходимые показатели атмосферных параметров и состояния дорожного полотна для  борьбы с неблагоприятными природными явлениями . Все датчики входящие в состав АДМС включены в государственный реестр средств измерений. Датчики реализованны в рамках исполнения программы технологического импортозамещения и гарантируют увеличение безопасности дорожного движения, на дорогах Российской Федерации. Превышая зарубежные аналоги оборудования фирм Вайсала (Vaisala) и Люфт (Lufft) по характеристикам, комплексные посты дорожного контроля российского производства имеют значительно меньшую стоимость.

Рис. 4. Общий вид АДМС

Состав и технические характеристики автоматической дорожной метеостанции (АДМС).

Датчик состояния и температуры дорожного полотна ДСПД (производитель ООО «ОКБ Бурстройпроект)

Температура поверхности дороги

 

Принцип

пирометр

Диапазон измерений

от -50 до +70

Точность

±0,8°C

Концентрация противогололёдных материалов на дорожном полотне

Диапазон измерения, %

0-23

Процент льда в смеси снега со льдом

Диапазон измерения, %

0-100

 

 

Состояние дороги

Сухо, влажно, мокро, слякоть, снег, лед, снег со льдом, наличие реагентов

Сцепление/трение

Диапазон измерения 0…1 (скользко…сухо)

 

Толщина слоя на поверхности

 

 

 

Вода/снег/лёд

Принцип

оптический

Диапазон измерений

вода:  0...10мм

лёд:    0...10мм

снег:   0...20мм

Точность

0,4мм

Технические данные

Габаритные размеры, мм

227х60х98

Вес

1.5 кг

Акселерометр

Присутствует

 

 

Условия эксплуатации

 

Напряжение питание

7-35/PoE(42-60В)

Потребляемая мощность

5Вт

Диапазон рабочих температур

- 50 до + 70 ºС

Тип защиты

IP66

Внешние интерфейсы

RS485, Ethernet PoE

Обновление ПО

Возможность удалённого обновления по Ethernet

Страна происхождения

Россия, Москва

 

Датчик комплексный параметров атмосферы IWS (производитель ООО «ОКБ Бурстройпроект)

Характеристика (показатель) и значение показателя

Температура

 

 

Диапазон измерений

от -55 до +85

Точность

±0,2°C

Относительная влажность воздуха

Диапазон измерения, %

0....100%RH  *

Погрешность

±2% в диапазоне от 1 до 90%

±3% в диапазоне от 90 до 100%

Осадки

 

 

Тип

6 типов:  Снег/дождь/морось/град/ледяной дождь/дождь со снегом

Минимальное измеряемое кол-во осадков, мм

0.1

Атмосферное давление

Диапазон

260....1260гПа

Погрешность

±0,3 гПа при 0 ... +40 °C

±1 гПа при -55°C до 0°C и св. +40°C до +85

Ветер

Направление ветра

Диапазон

Погрешность

 

0.....360°

±3°

Скорость ветра

Диапазон

Погрешность

 

0.....65м/c

±0.3м/с

Магнитометр

Присутствует

Акселерометр

Присутствует

Интерфейсы

RS-485, Ethernet POE

Обновление ПО

Возможность удаленного обновления ПО через Интернет

 

Габаритные размеры

 

Диаметр, мм

150мм

Высота, мм

344мм

Вес

1.5 кг

Тип защиты

IP65

Страна происхождения

Россия, Москва

 
 

Центральный блок автоматической дорожной метеостанции (производитель ООО «ОКБ Бурстройпроект)

Состав оборудования центрального блока АДМС


 

· Шкаф центрального блока метеостанции защитный с монтажной панелью

1 шт.

·  Модуль управления энергоснабжением комплексов мониторинга и контроля сети (МУЭКС) (производитель ООО «ОКБ Бурстройпроект»)

1

·  Обогреватель терм.шкафов

1

·  Автоматический выключатель двухполюсный

1

·  Автоматический выключатель однополюсный

1

·  Ограничитель импульсного перенапряжения 

1

·  Блок питания,

1

·  Аккумулятор 12 В, 26 Ач

1

·  Телеметрический модуль передачи данных

1

·  Антенна на магните

1

·  Сетевой фильтр

1

·  Свитч с POE

1

· Розетка

 
   

Центральный блок АДМС многофунционален и применяется для сбора и передачи  данных с  оборудования фото и видеофиксации нарушений, детекторов транспорта, видеокамер и других технических устройств, установленных на автомобильных дорогах.

Отзывы

В процессе эксплуатации автоматических дорожных станций от Заказчиков были получены положительные отзывы о работоспобности оборудования (пример рис. 5 и рис. 6). Оборудование АДМС и программный комплекс АСУЭиТП включены в перечень ииновационный технологий г. Москвы.

 

Сайт метеоинформации

Программистами  ОКБ  был разработан специальный сайт  http://meteo.burstroy.ru/ для удаленного просмотра метеоинформации на автомобильных дорогах региона, (рис.7) с таких устройств как персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты и смартфоны. На сайте дублируется информация с автоматических дорожных станций (тестовых) и видеокамер, отображается история метеонаблюдений за выбранные периоды времени, формируются графики погодных условий, журнал инцидентов. На сайте может так же дублироваться информация об интенсивности транспортного потока в виде графиков и таблиц.

Рис.7. Сайт метеоинформации