Système de contrôle pour l'éclairage extérieur (ACS SOAD)

Система управления наружным освещением разработана для управления системами наружного освещения в сельских, городских поселениях, на крупных промышленных предприятиях, на автомобильных дорогах.

Система управления наружным освещением предназначена для решения полного перечня задач управления, решаемых при поддержании системы освещения в работоспособном состоянии, в том числе при оценке состояния, планировании профилактических работ и работ по замене оборудования, диспетчерском управлении параметрами системы освещения, автоматическом учете потребляемой энергии, управления работой подрядных организаций, оценке качества работ и формирования штрафных санкций.

Требования к системе управления наружным освещением автомобильных дорог (АСУ СОАД)

При разработке предложений в качестве исходных данных использовались следующие требования Заказчика.1. Управление освещением должно осуществляться функционально выделенной подсистемой в системе управления эксплуатацией дороги.

2. В подсистеме управления освещением должны реализовываться все функции управления, начиная от сбора и анализа данных о состоянии управляемого объекта, планирования действий (работ) по поддержанию объекта управления в работоспособном состоянии, и заканчивая контролем качества и сроков исполнения работ подрядными организациями.

3. Управление всеми объектами управления, независимости от их типа, должно осуществляться из единого центра управления (ЦУП или ЦОУП) эксплуатацией автомобильной дороги.

4. В системе освещения автомобильной дороги могут использоваться различные типы источников освещения (газоразрядные и светодиодные лампы), а также различные типы источников энергопитания (подстанции стационарной сети районных электросетей (РЭС), автономные источники энергоснабжения (на солнечных батареях или на ветрогенераторах).

5. АСУ СОАД должна также обеспечивать:

5.1. Формирование расписаний (астрономическое, произвольное) включения освещения, оптимизацию энергопотребления системы освещения путем реализации нескольких режимов освещения: освещения повышенной яркости в часы наиболее интенсивного движения и снижение яркости освещения в часы минимального движения.

5.2. Диспетчерское (оперативное) управление системой освещения, в том числе:

Структура АСУ системами освещения автодорог

В структуре программного комплекса АСУ СОАД реализованы автоматизированные рабочие места специалистов Главного энергетика и диспетчера ЦУП, контроллеры щита (пункта), контроллеры щита включения, база данных и сервер программного комплекса. Для полноценной автоматизации АСУ СОАД в структуре программного комплекса предусмотрены рабочие места для подразделений подрядных организаций (рис.1).

Созданное ООО "ОКБ Бурстройпроект" программное обеспечение центра управления производством позволяет отображать на пульте диспетчера участки дороги и соответствующие подсистемы мониторинга системы освещения, метео- и других систем. Система освещения управляется с использованием программно управляемых контроллеров, программное обеспечение которых интегрировано в программное обеспечение АСУ СОАД.

На пульте диспетчера отображаются все дороги, находящиеся под контролем ГУ Упрдор "Москва - Типовая дорога". Также на этой карте отображаются все объекты и средства контроля: участки дороги, находящиеся в зоне ответственности различных подрядных организаций, подстанции и пункты включения дорожного освещения дорожные сооружения (мосты, развязки, водопропускные сооружения, дорожные станции, средства мониторинга состояния дорожных сооружений и др.). Отображение возможно как всех объектов и средств контроля одновременно, так и объектов или средств измерения по функциональному назначению. Возможен также выбор определённых участков дороги с определенным типом средств контроля и измеряемыми характеристиками.

На рис.2 изображен момент выбора подробной информации с подсистемы управления дорожным освещением.

В случае возникновения чрезвычайной (нештатной) ситуации на пульте срабатывает цветовая и звуковая сигнализация, свидетельствующая о возникновении нештатной ситуации, а также формируется подсказка диспетчеру по действиям, осуществляемым диспетчером при данном типе аварии.

При необходимости детализации параметров ЧС оператор осуществляет переход к мнемосхеме контролируемого объекта, на которой отображаются параметры конкретной нештатной ситуации (рис.3). Отображаются параметры состояния, нештатных ситуаций, энергопотребления и др.

 

Рис.3. Состояние участка системы освещения.



 

На рис. 4 приведена сводная ведомость энергопотребления по участкам дороги и дороге в целом.

Преимущества Системы управления наружным освещением ООО "ОКБ Бурстройпроект"

В системе управления освещением, разработанной ООО "ОКБ Бурстройпроект", в отличие от предлагаемых на Российском рынке систем диспетчерского управления реализован полный перечень задач управления освещением автомобильной дороги, в том числе и задачи диспетчерского управления.

За счёт управления системой освещения из единого центра управления производством (ЦУП), в котором собирается актуальная информация со всех комплексов мониторинга, а также от подрядных организаций, обеспечивается непрерывный круглосуточный контроль за состоянием дороги и работой подрядных организаций. Объединение текущих данных в едином центре позволит сократить расходы за счёт сокращения персонала, занятого выполнением диспетчерских функций.

Комплексная обработка информации от различных комплексов мониторинга позволяет прогнозировать чрезвычайные ситуации природного характера, состояния дорожных сооружений, принимать оперативные решения по поддержанию дороги и дорожных сооружений, системы освещения в нормальном эксплуатационном состоянии.

Распределение комплексов средств автоматизации между ЦУП и автоматизированными рабочими местами специалистов позволяет всю текущую работу по управлению дорогой возложить на диспетчера ЦУП. Специалисты целевых подразделений более высокой квалификации привлекаются только в случае возникновения нештатных (чрезвычайных) ситуаций для принятия решений, по которым не хватает квалификации диспетчера. Это позволяет сократить количество рутинных операций, возлагаемых на специалистов целевых подразделений ФГУ "Федеральная дорога".

Система управления наружным освещением может использоваться и как система управления энергоснабжением промышленных объектов, освещением домов и квартир. При включении в систему управления приборов контроля энергопотребления (электросчетчиков) она обеспечивает и реализацию функций автоматизированного учета энергопотребления (функций АСКУЭ).